Тест музыкальной системы Naim Mu-so Qb 2nd Gen: точно такой же, но другой | stereo.ru, январь 2020 г.
Большая часть изменений маленькой «муси», как и большой, сосредоточена внутри. Визуально первую версию от второй отличить непросто: обновленную модель выдает только колесо регулировки громкости, приветливо подсвечивающееся, если к нему поднести руку.
Первая версия «кубика» от Naim получилась практически идеальной для своего формата, и, что бы кто ни говорил, даже нишеобразующей или нишевозраждающей: благодаря ей производители техники начали вновь клепать небольшие хайфайные бумбоксы. У нее был объемный, яркий звук, отличный дизайн и широчайший функционал. Были, конечно, и особенности, с которыми приходилось мириться. Но не зря же компания выпустила второе поколение Mu-so Qb, правда?
Богатый внутренний мир, v2.0
Большая часть изменений маленькой «муси», как и большой, сосредоточена внутри. Визуально первую версию от второй отличить непросто: обновленную модель выдает только колесо регулировки громкости, приветливо подсвечивающееся, если к нему поднести руку.
А так — это все тот же алюминиевый кубик, с трех сторон прикрытый чуть волнистой защитной решеткой и установленный на прозрачное основание с подсвеченным логотипом Naim. Сзади расположены крупная решетка радиатора и разъемы — питание, Ethernet, USB, оптика и 3,5-мм, а также отверстие для сброса настроек.
Динамики, спрятанные под грилем, выглядят такими же, как и в первой версии Mu-so Qb, но на самом деле просто имеют ту же форму и стоят на тех же местах. История аналогична большой Mu-so — поработали над динамиками вместе с инженерами Focal. Драйверы нагружают пять усилителей класса D: 100 Вт направлены на работу басовика на фронтальной панели, а четыре раза по 50 Вт распределены между парами твитеров и среднечастотников. Все активные динамики расположены на фронтальной панели, а вот на боках объема звучанию добавляют пассивные излучатели.
Немало внимания в новой версии уделили DSP — он умнее, мощнее, быстрее. С его помощью можно подстроить звук Mu-so Qb в зависимости от положения в пространстве — в углу, у стены, далеко от них. ЦАП еще поставили поновее, теперь он воспринимает сигнал в 24 бит/384 кГц. Главное же отличие от предыдущей модели заключается в расширенном сетевом функционале. Во-первых, появилась поддержка фирменного наймовского мультирума, объединяющего в одну систему все современные устройства Naim с каким-либо сетевым подключением. Во-вторых, на борту есть Chromecast, AirPlay 2, про который мы недавно очень подробно рассказывали, Spotify Connect, Tidal, поддержка Roon, связь с источниками по UPnP и, конечно, Bluetooth с интернет-радио.
Конфигурация динамиков не изменилась, а вот сами излучатели другие, новые, созданные совместно с Focal
Если вдуматься, то список различий между поколениями не так уж и велик. Корпус фактически тот же, разве что слегка переделанный изнутри. Ну, да, Wi-Fi помощнее, DSP посолиднее. Так ли нужны эти улучшения?
Первое впечатление обманчиво
«Муся» играла плохо. По крайней мере, в самом начале теста. Высокие частоты свистели, их было слишком много, в то время как даже какого-либо намека на более-менее ощутимые ритмы расслышать было практически нереально.
Оказалось, тот, кто слушал ее до меня, включил функцию «Loudness» — которая как раз и славится приподнятием высоких и низких частот. Да, на низкой громкости она позволяет лучше различать диалоги и ритм, но вот начиная где-то с 25% уже все портит и создает именно такой эффект, какой был описан выше — свистит, кричит, теряет бас и ломает все надежды. Стоило ее отключить — и звук уже стал намного ближе к тому, как играла хорошо знакомая мне первая версия Mu-so Qb.
Но чего-то все равно не хватало. Игривости, может? Радости? Резкости и четкости было много, сама подача казалась ровной, может, даже излишне. Знаете, в чем крылась проблема? Опять же в недостатке ритма.
Новая «муся» оказалась достаточно сильно направленной в вертикальной плоскости. Если она играет ниже уровня ушей в ближнем поле, то из звука пропадает большая часть динамики, которая в первую очередь как раз и создается ритмичной составляющей. Этот момент нужно учитывать. При этом если она играет ниже уровня ушей, но далеко — все хорошо, вся комната заполняется равномерно задорным звуком. А вот на расстоянии до полутора метров направленность очень хорошо ощущается.
Можно сказать, что знакомство с «мусей» у меня не задалось, но после того, как мы комфортно расселись друг относительно друга, она себя полностью реабилитировала. Я начала с относительно многослойной вещи — саундтрека к сериалу «Хранители», над которым работали Трент Резнор и Аттикус Росс. Почерку Mu-so Qb он отлично подошел: драйвовый, четкий, разнообразный и очень эмоциональный сам по себе. Правильно поставленная «муся» все это может без проблем отыграть, добавив плюсом ко всему объема.
А вот с самими Nine Inch Nails ей справляться было непросто — все же звук у них для нее слегка грязноват и она не может достойно разложить эту музыку на компоненты так, чтобы не вышло мешанины. В саундтреке «Хранителей» больше минимализма, больше точности — потому с ним у «кубика» проблем нет. Чуть недостает густоты низам, но зато они читаемые и нерасхлябанные.
Вообще «мусе» хорошо удается музыка, в которой внимание нужно регулярно переключать на высокочастотные эффекты, расположенные на плотной ритмичной подложке — вроде The Crystal Method, Pendulum, различной развеселой электронщины. На Pendulum даже куда-то пропадал недостаток баса и появлялся приятный, душевный такой панч. Но самая главная ее особенность — она громкая. Во время теста я едва ли выкручивала громкость выше половины — она спокойно озвучивала весь демо-зал, особо, кажется, не напрягаясь. Идеальная громкость для нее — 30-40 процентов.
Тут я хочу немного отойти от музыки и пнуть приложение Naim для Android. Может, это мне не повезло, но с регулировкой громкости были проблемы. Для того, чтобы изменить громкость, в ползунок в нижней части экрана приходилось тыкать раз по пять — он не хотел захватываться и тащиться. Еще был такой забавный баг при прослушивании через Tidal: если включить мелодию, заблокировать телефон, дождаться, когда начнет играть следующий трек в списке, и после разблокировать телефон и попасть в приложение Naim, то «муся», чуть задумавшись, переключится на предыдущий трек. Но это всего лишь приложение — его всегда можно доделать, обновить, починить.
С чем точно хорошо у «муси», так это с передачей эмоций. В треке «7 Billion People All Alive at Once» от And So I Watch You From Afar гитарные вальсовые мотивы подавались расслабленно, нежно и добро, а вот другой трек от этих ребят, «Set Guitars To Kill», наоборот, был наполнен жизнью, мощью — но, правда, не до конца. Кажется, что «мусе» немножко недостает дури, будто бы она боится в полную силу озорничать. На этом же треке, кстати, гипотеза о нелюбви девайса к грязному гитарному звуку подтвердилась: когда после проигрыша начинают играть две гитары, ритм и соло, их в звучании «мусе» практически нереально отделить друг от друга, слишком уж плотно они смешиваются.
А вот, например, «Frgt/10» с альбома ремиксов Linkin Park звучит совсем прекрасно. Минималистичный бит, чуть подкрашенный дисторшеном, искаженные же голоса — и все. Компонентов в мелодии мало, смешиваться нечему — потому и проблем нет. Та же история, кстати, с пианино в исполнении Хейзел Скотт. Шуршащие старые записи нереально быстрой игры, в которой кроме пианино и хруста помех больше ничего нет, «муся» подавала четко, практически тепло, не упуская скорости, может, лишь чуть подкрасив искажения, но не забивая ими переливы звучания клавиш.
Но, к примеру, в треках Too Many Zooz она много внимания уделяла перкуссии, иногда почти перекрывая ее шорохом недостаточно истеричный саксофон. Это можно было бы списать на особенности сведения трека, потому что акцент на шуршании и постукиваниях в композиции «Mouse Trap» слышен и на других системах, но «муся» его выделяет сильнее.
Объем «кубика» отлично раскрылся на практически стихийном вокале Бьорк и Флоренс Уэлш. Слушать альбом «Ceremonials», сидя на полу перед стоящей на журнальном столике «мусей» — это какое-то почти эфемерное, немного древнее удовольствие. Сцена получается широкая, да, нарисованная крупными мазками, но для такой крохи очень серьезная. В ней много воздуха, открытости, что такому вокалу, как у Бьорк и Фло, и несложным инструментальным композициям идет только на пользу. В такой сцене намного точнее нащупываются детали, которых Mu-so Qb выдает сполна.
Капельку получше
Изменения во втором поколении Mu-so Qb небольшие, но важные — больше стриминга, больше сил на обработку сигналов, больше качества, больше удобства. С последним я соглашусь с опаской: да, новое колесо управления замечательное, но вот над приложением, а особенно интеграцией в него Tidal, нужно работать. Еще, кстати, в комплекте идет пульт — простенький, но аккуратный.
Что же касается звука... У «муси» есть все функции, необходимые для того, чтобы его испортить. Если ими не пользоваться и держать «кубик» на высоте ушей либо на расстоянии более двух метров, то все будет прекрасно. В рамках, конечно, формата системы.
Звука много — он большой, широкий, громкий. Может, чуточку зажатый в низкочастотном диапазоне — но это же все-таки небольшой Naim, а не лайфстайловый JBL. Осторожнее стоит включать многослойные мелодии, ими «муся» может подавиться. Ее стезя — это в первую очередь, как мне кажется, эмоциональный минимализм. Он может быть быстрым, он может быть спокойным, нежным или агрессивным — но пусть остается несложным.
Можно сказать, что Naim, выпустив Mu-so Qb, возродила нишу стильных хайфайных бумбоксов. Новая версия «кубика» стала всего лишь современнее, не изменив принципам звучания, заложенным в первой модели. И это замечательно.
Достоинства: размер, объем сцены, детальность, обновленный регулятор громкости, узнаваемый звуковой почерк.
Недостатки: не такие уж заметные отличия от первого поколения Mu-so Qb, неоптимизированное приложение, сильная зависимость от расположения по высоте при прослушивании в ближнем поле.
Паспортные данные
Аналоговый вход: 3,5mm jack
Формат: трехполосная аудиосистема; два твитера, два среднечастотных динамика, один низкочастотный динамик, два пассивных излучателя
Цифровые интерфейсы: оптический вход S/PDIF (TosLink), до 96 кГц, Ethernet 100 Мбит/с, Wi-Fi (802.11a/b/g/n/ac) 2.4 ГГц, USB, Bluetooth LE 4.2
Источники получения потоковых данных: Apple AirPlay 2, Chromecast, UPnPTM, Spotify Connect, TIDAL, Roon Ready, интернет-радио
Форматы файлов: WAV, FLAC, AIFF – до 24 бит/384 кГц, ALAC (Apple Lossless) – до 24 бит/384 кГц, MP3, AAC – до 48 кГц, до 320 кбит/с (16 бит), OGG, WMA – до 48 кГц (16 бит), DSD – 64 и 128
Форматы потоков интернет-радио: Windows Media, MP3, ACC, Ogg Vorbis, MMS
Особенности: аудиосистема с DSP, оптимизация звучания в зависимости от расположения в помещении (в свободном пространстве, у стены, в углу), в комплекте идет пульт управления
Мощность усилителей: 4 х 50 (ВЧ и СЧ) + 100 Вт (НЧ)
Потребляемая мощность (типовая): 15 Вт
Размеры (мм): 210 х 218 х 212
Вес: 5,6 кг